Ольга Бардышева: «Нет сложных танцев — есть сложные фигуры»

Хореограф-постановщик, тренер, преподаватель танцев, мастер спорта по спортивным бальным танцам, 3-х кратная чемпионка России, 2-х кратная чемпионка Армении, чемпионка мира по фламенко.

Расскажите, пожалуйста, немного об истории придворных балов, какие танцы были в почете?

О.Б. Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным.

Венский вальс

В XII—XIII вв.еках в Баварии начали танцевать «Nachtanz», который сегодня принято считать первым предком современного Венского Вальса. Но существует и другая версия, что одним из первых танцев в ритме «три четверти» был французский танец крестьян из Прованса. Первое публичное упоминание этого танца датировано XVI веком. Он исполнялся под музыку, которая тогда называлась «Volta». Венский вальс отличает более быстрый темп и более выраженный акцент на первую долю такта. Однако, несмотря на это, венскому вальсу свойственны плавность исполнения и изящество.

Полонез

Существует пять гипотез появления этого танца. Первая утверждает, что это парадный танец, который был впервые исполнен в 1574 году для короля Польши Генри III. По второй гипотезе, полонез — танец французский, так как именно с этого языка осуществляется перевод его названия. В-третьих, этот танец может иметь испано-арабское происхождение. Но, по самой распространенной версии, полонез возник как свадебный танец приблизительно в XV веке. Обычно он торжественно открывал и закрывал праздник. Считалось неприемлемым исполнять этот танец в паре законным супругам — хозяевам приема. Полонез был наиболее распространен в Европе, а в США, например, исполнялся гранд-марш, который имел «военизированное» исполнением в отличие от помпезного полонеза.

Менуэт

Этот танец называют «королем танцев и танцем королей». Расцвет менуэта пришелся на XVI—XVII века. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах. Особое распространение во Франции менуэт получил во время царствования короля Людовика XIV. Даже член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору. Мода на «французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов XIX века.

Галоп

Родиной галопа принято считать Венгрию, где он известен с 1800-х годов. В Париж галоп был представлен Duchess of Berry во время карнавала 1829 года. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере. Галоп считается предшественником польки. Когда в 1830-е годы во Франции объявился Канкан, его движения ногами совместили с Галопом. В XIX веке Галоп, как один из наиболее популярных танцев, нередко ставился в конец программы танцевального вечера.

Кадриль

Название «кадриль» имеет общие корни в французском языке, испанском и латинском. Это и вызывает сомнения по поводу родной страны танца. Кадриль возникла во Франции как бальный танец и распространилась в европейских странах в XVIII — XIX веках. Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России — кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века.

Полька

Полька — это веселый танец, появившийся в Чехии в середине XIX века. Этот танец стал неотъемлемой частью любого торжества: народного, светского, официального. В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов. Вскоре ни один прием не обходился без польки.

Мазурка

Первыми исполнителями мазурки были поляки — мазуры. В XVII—XVIII вв. мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с XIX века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Такое признание мазурка получила благодаря композитору Фредерику Шопену. Всего композитором было написано около 60-ти мазурок.

Какие ваши любимые виды танца и почему?

О.Б. Как то я спросила у своего ребёнка, какие танцы ему нравятся? Его ответ, я считаю, был гениальным: мам, я вообще не знаю, какие существуют виды танца, я просто танцую. Вот и я задумалась, есть ли любимые у меня? Их можно условно разделить на те, которые ты танцуешь и на те, которые ты смотришь. Смотреть я могу на очень многие виды танцев, но главным критерием будет то, какой танцор их исполняет и с какой харизмой он это делает. Любовь к танцу, собственно, состоит из качества самого танца и подачи танцора.

А любимые танцы, которые я танцую сама, я определю по-другому – под какую музыку я люблю танцевать. Если музыка затрагивает струны моей души, то и танец становится любимым. В классических произведениях есть настолько волшебная музыка, просто невероятно прекрасная, ты вообще не понимаешь, как человек мог создать такое. Ты хочешь прожить эти секунды, минуты, невозможно передать словами. Ты будешь танцевать то направление, которое есть в музыке – менуэт, балет, импровизацию, джаз-модерн, который развила Айседора Дункан. Мои любимые виды и направления танца состоят из двух компонентов — потрясающая музыка и моё сильное желание станцевать под неё.

Самые сложные на ваш взгляд виды танца.

О.Б. Нет сложных танцев, есть сложные фигуры. Они, в свою очередь, делятся на энергозатратные, то есть те, которые нужно долго репетировать, повторять, практиковать, пока они не начнут получаться легко. И есть фигуры, которые требуют от человека чуть больше физических способностей – шпагаты, сильные растяжки и прогибы, кульбиты, позы, то есть всё, что связано с совершенством нашего тела.

Вообще моё жизненное кредо – всё легко и просто, главное почувствовать и понять суть вопроса. Это приблизительно как в математике, есть сложные уравнения и задачи, но в основе лежат цифры. Так и в танце, есть фигуры. Можно танцевать всё легко и просто. Конечно, существует психологический момент, когда мы говорим о танце с партнёром, ведь там ты отвечаешь не только за себя, и зависишь не только от себя, но и от другого человека. Многим людям сольно танцевать гораздо легче, но это не так интересно. Легче почему, потому что ты сам отвечаешь за свои действия, за свой слуховой аппарат, который слышит музыку, темп, ритм, ты полностью отвечаешь за свой результат.

А в паре – нет. В паре женщинам нужно довериться, а мужчинам приложить больше внимательности, самодисциплины в своём танце и ответственности. Он должен быть внимателен не только к своей партнёрше, но и ко всему вокруг, к пространству, в котором они танцуют, к другим танцующим, понимать последовательность фигур, ведь партнёрша не знает об этом, она должна считывать это на подсознательном уровне и смогла станцевать эту фигуру. Часто мои ученики считывают мои мысли на уроках. Я только подумала о том, что нужно сделать, а они берут и танцуют.

Балет, как вершина танцевального мастерства. Почему именно он стал классическим сценическим жанром?

О.Б. Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих.

Постепенно танец становился все более театральным. Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет». Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.

Благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы. Балет в это время занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли государственные субсидии. Московская и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных училищ ежегодно пополняли штат танцовщиков, музыкантов и декораторов.

Какие вам известны устаревшие виды танца, современные и те, которые наиболее долго сопровождают человеческую цивилизацию.

О.Б. В средние века в Европе знать танцевала мазурку, менуэт, полонез. У каждого народа были и есть свои танцы, например гопак у украинцев, варс у чехов, аттан у афганцев, краковяк у поляков, а у русских трепак.

А вот у понятия «современные танцы» спектр достаточно широкий, ведь название и стиль танца зависит от географического расположения страны, где он популярен. В Латинской Америке это самба, румба, бачата, меренге, мамбо, сальса, ламбада, фламенко. К современным клубным танцам относят electro, house, trance, tectonic, который содержит в себе элементы хип-хопа, локинга и поппинга. К уличным танцам можно отнести hip-hop, break dance, c-walk, krump. В начале 20 века появились такие стили как модерн и контемп, которые широко используется хореографами до сих пор.

Танец и вы. Какие жанры вы успели постичь, какие изменения танец привнес в вашу жизнь?

О.Б. Так получилось, что в мою жизнь пришло несколько танцевальных жанров, в которых я осталась. Это спортивные танцы (бывшие бальные танцы, которые в 2002 году были признаны официальным видом спорта), фламенко и контемпорари. Они меня очень сильно изменили, привнесли много знаний, поменяли мой взгляд на жизнь и людей вокруг. Именно эти три направления вобрали в себя разные социальные аспекты.

Например, спортивные танцы — это танец с партнёром, умение взаимодействовать, слушать, доверять, почувствовать себя женщиной, потому что женщина должна доверять мужчине в том, куда он поведёт её дальше в танце. Именно это и есть главная цель мужчины и женщины на Земле. Мы должны им верить, доверять, чувствовать удовлетворённость от того, куда нас ведут, а они внимательно с самодисциплиной выбирать цель, это наша общая задача для достижения полной гармонии в жизни.

Фламенко — самый страстный, самый огненный, самый эмоциональный танец, и вот тут ты можешь одна показать всю свою страсть, которая сидит глубоко в душе, показать свой напор, свою сексуальность, свою востребованность как суперженщина и одновременно нежность и хрупкость, то есть целую гамму чувств, чтобы зритель вместе с тобой прожил эти мгновения. Фламенко — это твоя внутренняя харизма, которую ты можешь раскрыть в этом танце. А если ты боишься этого, то можешь станцевать контемпорари.

Это очень интересное направление. В нём очень много философии, умения понять, почему всё происходит так, а не иначе, понять своё тело, как оно работает, что чувствует. Очень часто музыка и ритм отходят на второй план, а на первом плане твои внутренние ощущения и понимание процесса, отношение к нему. Это всё пришло из балета, из классического его понимания. Вот эти три направления, безусловно, повлияли на меня, так как они всесторонние, развили мою личность и восприятие мира.

Учиться танцевать. С чего вы посоветуете начать?

О.Б. Я бы посоветовала принять, что танец это неотъемлемая часть человечества со времён его возникновения. Ведь что такое танец? Это реакция на то, что происходит перед нами, путь достижения чего либо. В древние времена танец до изобретения письменности считался в некоторых районах земли способом передачи информации. Танцем наполнена вся наша жизнь.

Поэтому для начала, вы должны разрешить себе двигаться, слышать музыку, растворяться в ней, показывать свою сущность, разрешить себе выйти за рамки привычного комфорта, потому что истинная задача человека, приходящего на эту Землю, это развитие, а развиться можно только через преодоление трудности.

Я даже рекомендую через какое-то время, после того как вы выберете одно направление, попробовать освоить то, которое у вас не очень получается. Например, вам больше нравится танцевать сольно, и вы всячески избегаете работать в паре. Возможно, у вас есть некоторые сложности в партнёрских отношениях. Попробуйте танцевать с партнёром и вы увидите, как изменится всё вокруг, вы получите колоссальный опыт.

Источник: loyalroyal.me

танцовщица мистическое танго