Ольга Бардышева: как судят бальные танцы

Где бы ни поднимался вопрос о системе судейства в спортивных бальных танцах (в СМИ, между самими танцорами, их тренерами или родителями), можно услышать массу нареканий на её объективность. Специалисты считают главной проблемой существующей системы оценок исполнительского мастерства танцоров то, что она до сих пор использует принципы конкурсного судейства, а не спортивного. В отличие от спортивной системы, здесь не имеется четко определенных критериев и их значимости, выраженной в коэффициентах, баллах и числовых величинах. Главный спорный вопрос «что же такое бальные танцы: спорт или искусство?» отражается и в том, что создать совершенную систему оценки выступлений достаточно сложно. Однако танцоры танцуют, а судьи — судят. И нам интересно узнать, как и что оценивают арбитры на турнирах, к чему стремятся спортсмены и какие дивиденды приносят танцевальным парам участие и победы в конкурсах. Рассказывает мастер спорта по спортивным бальным танцам, 3х-кратная чемпионка России, судья по спортивным танцам Ольга Бардышева.
Для судейства в бальных танцах с 1954 года используется разработанная в Англии система «Скейтинг». Она состоит из 11-ти правил, регулирующих порядок выставления оценок судьями на различных этапах соревнований и порядок обработки этих оценок. Согласно данным правилам в предварительных турах и полуфинале конкурсов, судьи в каждом танце отбирают пары по принципу «за — против», отмечая крестами в своих оценочных листах тех участников, которые, по их мнению, достойны соревноваться в следующем туре. Надо отметить, что данный выбор арбитры делают, сравнивая пары, присутствующие на паркете, друг с другом, а не с некоей идеальной моделью. Каждый судья должен выбрать в каждом танце определенное количество пар, установленное главным судьей для участия в следующем туре. При этом совсем необязательно, что выбор арбитра будет распределен равномерно по всем заходам. Возможно, что в каком-то из них, он не отберет ни одной пары, а в другом сразу несколько. После завершения отборочного тура для каждой пары суммируются голоса всех арбитров. В следующий тур проходит заранее установленное количество пар, которые набирают наибольшее значение итоговых сумм. Вот почему каждый «крест» для танцевальной пары очень важен. Главным преимуществом системы «Скейтинг» как раз и считается то, что такой подход позволяет учитывать мнение большинства судей даже притом, что их оценки каждой пары могут быть весьма различны. В финале соревнований действует другое правило. Пары, соревнующиеся на паркете, должны быть расставлены каждым арбитром в каждом танце по местам в соответствии с продемонстрированным уровнем исполнительского мастерства. Поставить одинаковые места двум или более парам судья не имеет права. На завершающем этапе по правилам системы «Скейтинг» определяются результаты в отдельных танцах финала и окончательный итог турнира.
А вообще, хотелось бы отметить, что танцы сами по себе это мужественный вид спорта, они очень хорошо подходят для самопрезентации мальчиков и девочек, и, несомненно, занятие танцами, даже если вы не будете делать профессиональную карьеру, даст вам фору в подготовке к балам и приёмам, которые ждут их в будущем. Даже у кадетов есть обязательная дисциплина – вальс»